Гордон Фримен

Half-Life Inside: всё о вселенной Half-Life

Почему Half-Life 2 никогда не будет достойна своего предшественника

Гордон Фримен на медведе

Почему Half-Life 2 никогда не будет достойна своего предшественника

А что если мы расскажем вам, что Гордон Фримен вовсе не главный герой в Half-Life 2?

Вероятно, вы задумывались — почему Valve, компании с почти бесконечным количеством ресурсов, требуется целая вечность для выпуска Half‑Life 2: Episode Three? Ну или вы уже не верите в него и считаете, что следующий проект будет называться Half‑Life 3. Печальная правда состоит в том, что мы никогда не увидим очередную Half‑Life по одной очень существенной причине: наиболее значимый персонаж — мёртв.

«Но, Док!», — скажете вы, «Гордон Фримeн жив-здоров». Что правда, то правда, но я хотел бы сделать, возможно, шокирующее вас заявление: Гордон не играет главную роль в истории Half‑Life! Невероятно, но факт.

Давайте сделаем шаг назад и поговорим о Half‑Life, занимающей третье место среди величайших шутеров всех времён после Halo: Combat Evolved и Quake, соревнующихся за первое место. Величие оригинальной части Half‑Life основывается на двух важных элементах.

Во-первых то, насколько сильно ощущение реальности происходящего — становится предметом разговоров уже на протяжении 18 лет — с самого выхода игры. В то время сделать реалистичную игру было неким подвигом, как, впрочем, и сейчас. Несмотря на устаревшую графику, мои приключения по Чёрной месе всегда проходят ярко и насыщенно, как будто я играю в первый раз.

Во-вторых, что наиболее важно — набор способов, которыми игра мотивирует вас. Одним из способов усиления реализма были другие игровые персонажи. Конечно, они по большей части были массовкой, но отыгрывали свои роли в нужный момент. В начале игры вы можете заметить, что «общество учёных» в некой степени раздражено присутствием Гордона. Это также характеризует отношение к Фримену: он воспринимается непунктуальным и весьма недооценённым — его работа, судя по всему, заключалась в «бери телегу — толкай в ту опасную штуковину». Всё выглядит так, будто они долго не решались пожертвовать кем-либо из своих, пока не появился тот, кем рискнуть было не жалко.

По мере прохождения Half‑Life люди возлагают на вас всё больше и больше ответственности. Отправься на помощь туда! Убей гигантского монстра здесь! Найди учёных в Комплексе Лямбда! В конце концов, неодобрительные фразы персонала вроде: «Ах, Гордон», сменяются на: «Гордон, мы пристально следили за тобой через мониторы, мы верили в тебя».

Гораздо интереснее то, каким образом вы этого добились. Фримен на ваших глазах из какого-то неприметного парня превратился в неуязвимого живчика и местного супергероя. И всё это благодаря именно вашей деятельности! Такое постепенное развитие образа Гордона — важная сторона привлекательности Half‑Life. Ваше путешествие становится не столько «географическим», сколько — «эмоциональным».

Half‑Life 2 в этом плане ужасен. Спустя считаные минуты после запуска игры персонажи уже носятся с обожанием вокруг Гордона, будто он их давнишний знакомый. Почему? Ну, может, потому, что вы покинули секретную базу незадолго до ядерного взрыва. На самом деле, не было даже свидетелей того, что вы сразили Нихиланта. Да и если бы они были, то люди хорошенько бы обдумали то, что вы на самом деле натворили, убив Нихиланта, который, по-видимому, не был таким уж плохим парнем и объявил войну Альянсу — настоящим злодеям во вселенной Half‑Life 2.

Мы могли бы с вами порассуждать: почему это было плохим решением, начиная с игровой механики и заканчивая вариантами развития сюжета, но так получится статья размером с роман, а у нас на это нет времени.

Вместо этого, давайте поговорим об Илае Вэнсе. Первая реальная задача, на которую вас отправляет Half‑Life 2 — найти и встретить Илая в Восточной Чёрной месе. Зачем? Потому что Илай возглавляет Сопротивление, и он расскажет зачем вы вообще здесь нужны. Ну, ладно, Вэнс действительно большая шишка в Сопротивлении, но делает ли это его важнейшим персонажем серии?

Делает.

Альянс нападает на Восточную Чёрную месу - секретную базу Сопротивления

Видите ли, Half‑Life 2 использует Илая в качестве инструмента. Сначала, вы следуете в Восточную Чёрную месу, чтобы наконец-то разобраться, зачем вы здесь. После, когда это место подвергается атаке (никто даже и не догадывается, что вы, новичок, вполне могли разобраться с проблемой), Илая забирают и ваша следующая цель состоит в том... чтобы выбраться из Рейвенхолма, найти Сопротивление и бежать спасать его лидера. В этот раз, он находится в тюрьме Нова Проспект. Круто, и вот вы уже несётесь по пляжу возвращать мистера Вэнса.

Добравшись до Нова Проспект вы обнаружите, что Джудит Моссман, как настоящий бунтарь-предатель, вновь похищает Илая. Просто напоминаю — это уже третий раз, когда вы гонитесь за ним. Только на этот раз, в телепорте что-то ломается, и вы не просто переноситесь сквозь пространство — ещё и переноситесь сквозь время. После телепортации, вы обнаружите себя в будущем спустя две недели, где восстание уже бушует.

И в чём же причина?

Потому что «Гордон Фримен», если это его настоящее имя, «просто-напросто исчез вместе с Аликс, Джудит и Илаем».

Давайте на всякий случай проясню. 27-летний парень появляется через 20 лет со дня своего исчезновения, не состарившись за этот промежуток. Его появление приводит к атаке Альянса на базу Сопротивления, полагающего, что его глава, дочь и помощница похищены! Никто не догадывается что Джудит — предатель, ведь в Нова Проспект были только вы с Аликс и Илаем. Большая часть повстанцев, я уверен, оказалась знатными параноиками, благодаря чему они остались живы.

Почти все параноики, которых я знаю, сложили бы два плюс два и посчитали, что этот «Гордон Фримен» — самозванец, а его основная цель — уничтожить лидеров Сопротивления.

Участники сопротивления ведут бои с Альянсом на улицах Сити-17

Персонажи в Half‑Life 2 воспринимают исчезновение ключевых фигур как сигнал к атаке, и они нападают. Без вас. Сражаются с Альянсом, пока вы отошли по своим делам. Очевидно, они могли это сделать и без вас или кого-либо ещё из их руководителей, ведь нет ни одного веского довода, почему атаковать надо было именно в этот момент, а не раньше или позже. И в дальнейшем, у них тоже будет хорошо получаться действовать самостоятельно. Ведь ваша задача, конечно же, снова заниматься спасением Илая.

И вот вы несётесь на вершину Цитадели, спасаете Вэнса, валите «плохого парня» и... игра замирает.

И продолжается уже в Episode One, который условно делится на две части. Первая — состоит из унылых «головоломок» с энергошарами. Ваш мотив? Отложить уничтожение Цитадели, чтобы дать время Илаю с друзьями убраться из города. Вторая часть рассказывает о том, как вы спешите на поезд, валите из Сити-17 как раз перед убивающим всех взрывом Цитадели. Заодно он заделывает дыры, из которых постоянно лезли на свет муравьиные львы.

Episode Two разбит на три части. В первой вы спасаете дочь Илая. Во второй — доставляете Аликс к папе. В третьей — изо всех сил пытаетесь защитить Вэнса, который обещает наконец-то рассказать то, что собирался сделать после того, как вы наиграетесь с гравипушкой (сколько лет назад это было?). А именно — ответить на вопрос о вашей цели здесь!

И тут он умирает.

А теперь давайте подведём итоги. Half‑Life раскрывала то, как вы пытались вырасти в глазах других людей, ваше личное путешествие от «неудачного эксперимента», возникшего из-за промахов науки и правительства. Half‑Life 2 же о том, как слить всё своё время на попытки добраться до Илая, пока окружающие ублажают ваше эго, тщательно скрывая факт, что вы — не более чем прославленный мальчик на побегушках! И ваша единственная цель — постоянно помогать Вэнсу. А потом этот чувак просто берёт и погибает у вас на руках — всё, теперь вы застряли.

И знаете что? Я считаю, что главная проблема всего этого состоит в том, что Valve никогда не знала зачем вообще вы были там нужны. Думаю, всё это время, они не подразумевали ничего иного, кроме как — «ну, это, иди мочи Альянс, всё». Во многих историях конфликты разрешаются довольно быстро. В тех же Звёздных войнах потребовалось не очень много времени, чтобы добраться до «Звезды смерти». Однако, первый фильм рассказывал о росте главного героя и его противостоянии Империи. В Half‑Life всё это есть. А в Half‑Life 2 — нет. Вас просто водят за нос, в то время как все окружающие не переставая повторяют вам, какой вы замечательный.

Half‑Life считается одной из величайших игр всех времён именно потому, что в ней вы становитесь самим собой... чего нельзя сказать про Half‑Life 2, потому что этого в ней нет.

На это есть масса других причин: бывшие сотрудники Valve часто жаловались на структуру компании. Виктор Антонов, арт-дизайнер сделавший Half‑Life 2 таким уникальным и позднее ушедший разрабатывать Dishonored, сказал, что Valve перестали заниматься разработкой первоклассных игр. И я слышу подобные высказывания время от времени.

В конце концов, я думаю мы никогда не увидим Half‑Life 3, потому что Илай Вэнс — это принцесса Пич. Теперь, когда принцесса мертва, нет смысла слагать истории о Марио — ему некого спасать.

Голосование

Valve ведёт разработку трёх новых игр. Будет хотя бы одна из них связана с Half-Life?

Система Orphus