Гордон Фримен

Half-Life Inside: всё о вселенной Half-Life

Yahoo мира игр?

Гейбу Ньюэллу завидуют гиганты индустрии видеоигр. Он разрабатывает игры, а фанаты делают их ещё лучше.

Гейб Ньюэлл

60-дюймовый плазменный экран в офисах Valve ревёт саундтреком в стиле тяжелого металла — это начало видеоигры: гигантское ужасное инопланетное создание выползает из тени своей угрожающей походкой. Игра, Alien Swarm, результат работы трех авторов, которые модифицировали популярный Half-Life 2 от Valve, заменив оригинальных персонажей игры созданиями собственной разработки.

Alien Swarm это «мод» — модифицированное дополнение к игре. Появление большого количества модов (результат предоставления фанатам и даже конкурентам возможности совершенно спокойно поковыряться во внутренностях игры и переделать её) — ключевая причина успеха частной компании. Серия Half-Life была распродана в количестве 15 миллионов единиц, а её первая популярная модификация — Counter-Strike, шустрая стрелялка, предлагающая двум командам сразиться по сети — покорила вершину в 4.8 миллионов проданных единиц. Забудьте о том, что Counter-Strike был создан не десятками программистов Valve, а всего лишь двумя новичками, которые никогда даже и не встречались до того, как Valve купила игру и наняла на работу этих юных творцов.

Сейчас очередь Alien Swarm, незавершенного мода, демонстрируемого главе Valve Гейбу  Л. Ньюэллу тремя программистами, объединившимися под лейблом Black Cat Software. Они нервно наблюдают за его реакцией, и Ньюэлл, поворачиваясь к ним и спрашивая «Итак, ребята, когда вы станете профессионалами?», заставляет их переволноваться.

Вместе они решают, что как только Alien Swarm будет завершен, Valve сможет продавать этот мод через свой сайт, steampowered.com, разделяя прибыль напополам. На сайте Steam этот мод уже упоминался.

«Никто не создавал проект аналогичный Yahoo, только в игровой индустрии. Это наша возможность», говорит Ньюэлл, в чьи планы входит начать продавать музыку и мини-фильмы через Steam в следующем году. Он один из самых популярных создателей хитов в американской индустрии видеоигр с общим бюджетом в восемь миллиардов (8.4) долларов. Valve, компания из Сиэтла с девятилетним стажем, принадлежащая Ньюэллу и нескольким сотрудникам, внесла свой вклад в эту цифру, как минимум в размере 70 миллионов долларов, удвоив тем самым свои продажи по сравнению с прошлым годом, получив 55 миллионов чистой прибыли.

В его интернет-магазин, Steam, заходит еженедельно три миллиона игроков, и получают возможность скачивать там автоматические обновления. И хотя Ньюэлл и начал продажи в розницу, в 2004 он стал одним из первых разработчиков, успешно начавших прямые продажи потребителям через Интернет — шаг, который розничные торговцы обычно презирают. Каждая скачанная игра приносит Ньюэллу более 80% прибыли, в то время как, проданная в розницу  — 36%.

Пользователи, посещающие Steam, получают еженедельные отчеты, и,  при желании, могут позволить Valve проанализировать свои компьютеры для проведения анализа их аппаратной части. Весной Valve выяснила, что количество людей с самыми последними моделями видеокарт утроилось до десяти процентов. Поэтому разработчики выпустили новый, шикарный уровень специально для таких людей. «Valve гораздо ближе к своим клиентам, нежели вся остальная часть игровой индустрии. Это просто замечательно», говорит американский президент компании Sega Саймон Джеффери.

«Valve приблизилась к пониманию того, как реально заработать на интернет-продажах», говорит исполнительный директор проекта Xbox, Microsoft.

Столь многого Valve добилась, доверяя незнакомым людям: своим клиентам, которые решили заниматься созданием модов. Valve дала им инструменты (при помощи которых даже новички в программировании могут создать разработать свой мод) только потому, что для разработки мода или игры в него вы должны купить себе копию игры.

Ньюэлл продает 15 различных модов и знает примерно 500 модификаций, хотя их на самом деле тысячи. В игре Half-Life ученый (игрок) попадает в переделку между коррумпированными правительственными агентами и смертоносными чужими, в сверхсекретном правительственном центре. Мод Counter-Strike трансформирует эту игру в сетевые битвы между спецназом и террористами. Day of Defeat переносит подобное действие во времена Второй Мировой Войны. В Half-Life Rally машины гоняют по трекам (и никаких убийств). Vampire Slayer (Убийца Вампиров) — самоговорящее название.

«Мы позволяем нашему сообществу игроков устанавливать правила», говорит Ньюэлл. Если Гейбу понравится мод, то он продает его через интернет и разделяет прибыль наполовину с создателями. Если разработчик захочет продавать его собственноручно, он должен будет заплатить Valve $200,000, плюс роялти, в обмен на свободное использование движка Half-Life.

Ньюэлл, которому 43 года, научился у своего первого работодателя, Билла Гейтса, тому, что успех в программном обеспечении заключается в наборе сторонних разработчиков для написания программ, которые продадутся в большем количестве экземпляров, нежели свои собственные. Ньюэлл был 271-ым сотрудником Microsoft и, равно как и Билл Гейтс, бросил учёбу в Гарварде (Стив Балмер, тогдашний глава отдела продаж, убедил его уйти из колледжа). Ньюэлл провел 13 лет в Рэдмонте, в качестве ведущего разработчика первых трех версий Windows.

Результаты его бурной продуктивности были невероятны. «Он создавал 30 продуктов в год», говорит бывший коллега Алекс Ст. Джон, работающий сейчас исполнительным директором в WildTangent, интернет-магазине, продающим маленькие игры.

Ньюэлл ушел из Microsoft в 1996 и продал свои акции для того, чтобы открыть Valve в том же году. Он вложил более 15 миллионов долларов своих личных денег в компанию, выкупив долю у сооснователя и избежав необходимости вливания чужих денег в бюджет фирмы. Он был впечатлён историей id Software, создателей Doom и Quake, двух гигантских хитов на PC, которые позволяли начинающим дизайнерам изменять игровой код для изменения игровых деталей и окружающей обстановки.

Посему Ньюэлл лицензировал исходные коды Quake у id для создания Half-Life, дебютом для которой стал 1998 год и в первый же год продал игру через магазины в количестве 2.5 миллионов копий. И когда уже казалось, что количество продаж должно упасть, на сцену вышли модификации, которые продлили игре жизнь и поддержали дальнейшие продажи. Ньюэлл нанял двух молодых австралийских программистов, которые до этого создали самый популярный мод для Quake — Team Fortress и купил права на их игру. Они разработали большое количество графических инструментов для разработчиков модификаций.

Годом позже сообщество фанатов выдало свой первый хит: Counter-Strike. Ньюэлл купил его за небольшие деньги в 2000 году и нанял двух его авторов (школьник из Нью-Джерси и студент из Ванкувера). Half-Life достиг пика своих продаж только на третий год жизни, в отличие от других игр, пик у которых наступает через несколько месяцев.

Вдохновленный успехом Ньюэлл предпринял пятилетнюю попытку создания Half-Life 2  стоимостью 40 миллионов долларов. Игра была представлена в 2004 году, продалась в количестве 4 миллионов копий и сразу же вдохновила на создание сотни новых модов. Alien Swarm может стать первым модом для Half-Life 2, который будет продавать Valve. Сегодня прибыль от модов составляют 20% от общего дохода Valve и, однажды, может урвать себе 50% продаж.

Это обратная сторона медали, как говорит Ньюэлл, позволяющей игрокам получить полный контроль над игрой и подобная практика не должна ограничиваться видеоиграми: «Джордж Лукас должен распространять „исходный код“ Звездных Войн. Миллионы фанов смогут создать свои собственные фильмы и истории. Большая часть из них будет ужасной, однако некоторые из них будут гениальны».

Опрос

Понравилась ли вам механика улучшения оружия в HL: Alyx?

Система Orphus