Гордон Фримен

Half-Life Inside: всё о вселенной Half-Life

Взгляд в прошлое: Half-Life: полужизнь или полураспад?

Да, слово «Half-Life» можно перевести и так, и эдак. В любом случае, название игры от Valve Software, публикуемой всемирно известной Sierra On-Line, соответствует состоянию главного героя на момент начала этого shooter’а.

Окно в зазеркалье

Кингпин Вы, такой талантливый и одаренный, являетесь участником совершенно секретного проекта. Ученые, в группе которых вы состоите, изучают природу различных полей и совершенно случайно открывают портал в параллельную реальность. Потрясающее окно держится лишь долю секунды, но вы успеваете разглядеть чужой мир. Воодушевленные своим открытием, яйцеголовые направляют все силы на изучение «окна» и разработку способов его поддержания. К счастью, опыты проходят на заброшенной военной базе — так что никто не может помешать вашей команде в ее новом увлечении. Использовав старые ядерные боеголовки (американские военные всегда раскидывают их на оставленных базах?), вам удается пробить брешь в границе миров. Наконец-то вы можете насладиться инопланетным видом! А пришельцы — полюбоваться вашими мягкими и сочными телами. Впрочем, некоторые из них поспешили перебраться поближе к вкусной и полезной пище — человечинке. Вы не успеваете прийти в себя, а ваши коллеги уже очень похожи на мясное рагу с потрохами. Что делать? Браться за оружие! Необходимо очистить базу до того, как наши собратья по разуму выберутся на поверхность в поисках новых «контактов».

Хаундай Именно на этом предложении обычно заканчивается изложение сюжета среднестатистического Q-клона. Но не Half-Life. Стремясь как можно больше разбавить бездумное побоище разумным сюжетом, Valve нашла писателя, способного создать привлекательную сюжетную линию. Marc Laidlaw недавно получил первый приз конкурса International Horror Guild за одну из своих новелл. Автор специализируется на фантастике и ужасах. Таким образом не стоит удивляться, что герой Half-Life внезапно обнаруживает в числе своих врагов ЦРУ и спецназ. Специальное отделение ЦРУ было вызвано по тревоге на известную нам базу. Его цель — очистить объект от любых признаков жизни, включая вашу персону. Как объяснить ребятам в черных масках, что вы «свой»? И как остановить их саперов, уже расположивших лошадиную дозу взрывчатки вокруг исследовательской лаборатории? Может быть, они не догадываются о наличии на базе ядерных зарядов? Решать вам. Выпутывайтесь. Иван Космобайкер

Выгодные «скелеты»

Valve использует Quake engine, доведенный «до ума» собственными стараниями. Вещь впечатляющая, но говорить о ней не будем — характеристики Q-«движка» всем давно известны. Стоит лишь упомянуть, что Half-Life будет приветствовать MMX и 3D-акселераторы. Интересно, что 16-битный цвет будет доступен игрокам именно без 3D-карт. Последние же получат все 16 миллионов оттенков, то есть честные 24 бита. Разрабатываются как OpenGL-, так и Direct3D-версии. Буллчикен

Особого отношения требуют модели всех движущихся объектов в игре. Дело в том, что среднее количество плоскостей в каждом из них насчитывает безумную по Quake-стандартам цифру в 6000 (!!!) штук. При этом движения монстров (да и игроков тоже) остаются удивительно плавными, и для этого не требуется Pentium 2 300. Дизайнеры Valve справедливо решили создавать модели обитателей Half-Life на основе «скелета». Все движения осуществляются именно скелетной основой объекта, а те самые 6000 плоскостей лишь «привязаны» к этой основе. Кстати говоря, с помощью такой технологии достигается серьезное преимущество в скорости обсчета модели: нет нужды рассчитывать положение каждой точки — описание структуры гораздо более компактно.

Благодаря все тому же скелету, авторы игры смогли ввести огромное количество анимаций для каждого монстра. Вы можете повредить их инопланетные тела своим огнем (раны будут видны) и даже отстрелить конечность-другую. Мр. Фрэндли Например, услышав шаги, враг поворачивает голову и пытается засечь вас. Многие недруги умеют доставать и убирать оружие, а также перезаряжать его. Более того, каждый вид неприятеля может похвастаться своими фирменными движениями — некоторые приседают под огнем, некоторые ползают по-пластунски. Конечно, поведение «гадов» еще несколько раз может поменяться: Valve постоянно совершенствует как engine, так и AI. Одно очевидно: уже сейчас Half-Life является очень, очень интересным проектом. Как с точки зрения игроков, так и на взгляд программистов.

Поднимите им веки

Степень проработки AI монстров поражает не меньше, чем успехи Valve на графической стезе. У каждого недруга есть два типа поведения (типа, не линии поведения!) — одиночное и групповое. Во-первых, большинство ваших противников хотят и любят жить. Они не бросаются под пули и не заслоняют телами амбразуры. Начнем с того, что противник досконально знает уровень, на котором он находится. И он пользуется этим! Вам не удастся водить его за нос, таская за собой по лабиринтам. Скорее всего компьютерный следопыт прикинет, куда вы можете направляться, и будет с нетерпением ожидать вас там. В бою ваш противник способен отступать и даже укрываться за подвернувшимися частями интерьера! Видя свою несостоятельность в сражении, некоторые монстры могут улизнуть и сбегать за подмогой. Вот где вступает в работу второй тип поведения. Собравшись могучей кучкой, монстры рванут в штыковую атаку лишь тогда, когда будут стопроцентно уверены в своей победе. В противном случае одни станут заходить с флангов и со спины, в то время как другие будут отвлекать вас огнем. Оставшиеся без дела попытаются издалека забросать вас гранатами — просто чтобы вы не скучали.

Барнакл Как эти негодяи узнают о вашем присутствии? Времена DOOM’овских комнат, входя в которые вы пробуждали всех и вся, безвозвратно прошли. Теперь все уважающие себя противники имеют органы осязания, обоняния и слуха. Впрочем, у некоторых может отсутствовать что-нибудь из этого набора. Важно лишь знать, что именно. Когда можно прокрасться мимо слепого чудовища или спрятаться в тени от наблюдателя (не все враги видят в темноте!). Но вот как понять, откуда дует ветер и куда он относит ваш запах?

Что касается оружия, то ребята из Valve от души постарались сделать его универсальным — эффективным как в single-, так и в multiplayer-игре. В ваш арсенал войдут как стандартные пистолет и шотган, так и более интересные и редкие экземпляры орудий убийства. Пока что авторы говорят только о трех новых «игрушках» — арбалете, пистолете, стреляющем иголками, и гаусс-ружье. Все эти штучки крайне полезны в deathmatch-игре. Арбалет интересен тем, что стрела, попавшая в цель, остается торчать в теле противника. На каждой стреле написано хозяйское имя, так что, завалив недруга, можно полюбопытствовать, кто еще на него охотился. Пистолет, стреляющий транквилизаторами, усыпляет жертву, давая вам возможность обчистить его карманы. Приятно и полезно. А вот гаусс-ружье умеет стрелять сквозь стены. «Оно создано для истребления партизан!» — поясняет руководитель проекта Half-Life. Железное правило Quake’а гласит: чем дальше в тень, тем больше партизан. Half-Life отучит вас от дурной привычки! Подходите к опасному месту с другой стороны стены и простреливаете мешающееся препятствие насквозь. Засада умирает. Весьма изобретательно. Да что говорить, если авторы игры одних видов гранат обещают аж пять штук! Хаундай и буллсквиды из беты

Интерактивные заставки

Напоследок — о скриптовых вставках, которые заменяют в игре FMV-ролики. Valve последовала примеру Activision и Interstate ’76, сделав все ролики с помощью основного игрового engine’а. Но это только начало! Вы в любой момент можете прервать заставку и вмешаться в происходящее. И это уже ваши проблемы, кого спасти, кого убить. Важен лишь тот факт, что вы способны беседовать с населяющими уровень существами (это не обязательно люди). Многие способны поделиться крайне важной для вас информацией. А может быть — и средствами передвижения. Именно так — вы сможете использовать технику в своих путешествиях по старой военной базе. Речь о подземке, грузовике или мотоцикле. В силу нелинейности уровней игры пользователь сможет возвращаться практически в любое место этапа. Кстати говоря, за прошедшее время обстановка там может измениться, и вам грозит встреча не только с новым союзником, но и, скажем, с толпой инопланетян.

Если вам трудно поверить в существование столь «навороченного» Q-клона, подождите до осени. Sierra обещала выпустить shareware-вариант в сентябре, а полную версию Half-Life — в ноябре этого года.

8 сентября 2011г.
© Александр Вершинин, GAME.EXE #7'1997

Голосование

Ваша любимая глава в Half-Life 2?

Система Orphus