Гордон Фримен

Half-Life Inside: всё о вселенной Half-Life

Две страшные буквы: VR. Что это такое и как к нему приобщиться?

Valve Index

VR: что это такое и как к нему приобщиться

21 ноября была анонсирована долгожданная новая игра серии — Half-Life: Alyx, но вот незадача, она разработана для гарнитур виртуальной реальности. Как можете помнить, Valve относительно недавно начала продажи своего собственного шлема, цена которого за полный комплект составляет 1000 $. Усугубляет всю ситуацию и прожорливость виртуальной реальности, для которой, как многие думают, нужна видеократа уровня не менее GTX1080Ti или даже RTX2080Ti, и итого 3000 $ за железо для новой игры.

На самом деле нет, далеко не обязателен шлем от Valve и дорогое топовое игровое железо, сейчас мы разберем все варианты и нюансы выбора устройств для игры в Half-Life: Alyx (далее HLA).

Не будем сильно углубляться в историю VR, начнём сразу с современной главы, которая началась в 2012 году с появления Oculus DK1 и с релиза спустя нескольких лет двух значимых гарнитур первого поколения, Oculus Rift CV1 и HTC Vive.

Многие сравнивают бум виртуальной реальности с массовым распространением 3D телевизоров, мониторов, камер и т.д.. Но это далеко не одно и то же, к слову, зародившись примерно в то же время VR уже пережил эру 3D и умирать не собирается.

В виртуальной реальности ты не просто смотришь на картинку, ты именно находишься там, взаимодействуешь с миром и окружением своими руками, перемещаемыми в пространстве.



Из чего состоит стандартный набор для VR

  1. Прежде всего компьютер, удовлетворяющий минимальным системным требованиям желаемых игр и способный отображать картинки для двух глаз в 90+ fps;
  2. Гарнитура виртуальной реальности;
  3. Контроллеры движения (по одному для каждой руки).

Многие думают, что можно обойтись только шлемом, и играть на клавиатуре с мышью или геймпадом, отчасти это так, но вы никогда таким образом не получите полноценный опыт в виртуальной реальности. К тому же редко какие VR-игры не имеют поддержки контроллеров, это относится и к HLA и к демкам от Valve.

А также необходимо свободное пространство для игры, в деталях об этом будет чуть ниже.

Внимание! Соблюдайте правила безопасного использования VR, обязательно освободите игровую зону от посторонних предметов, либо расположите её как можно дальше от шкафов со стёклами, окон и других потенциально хрупких и острых предметов. Это прежде всего для вашей же безопасности, несоблюдение данного правила может даже стоить вам жизни.

Некоторых в первое время может начать укачивать в VR, будет болеть голова, станут уставать и болеть глаза. Со временем привыкните, но если чувствуете себя не очень хорошо, снимите шлем, отдохните, попробуйте чуть позже в сидячем режиме поиграть.



Какое нужно железо

На странице игры указаны следующие минимальные требования:

  • ОС: Windows 10;
  • Процессор: Core i5-7500 / Ryzen 5 1600;
  • Оперативная память: 12Гб ОЗУ;
  • Видеокарта: GTX 1060 / RX 580 — 6Гб ОЗУ.

Выглядит не так уж и дорого, не так ли? Как показывает практика, минимально требуемые спецификации ПК прежде всего подобраны таким образом, чтобы ваш игровой игровой опыт не пострадал из-за просадок или низкой производительности, а поэтому, играя на относительно бюджетной видеокарте, вы не испытаете проблем. Многие спросят, можно ли запустить игру на видеокарте попроще? В теории можно, снизив суперсэмплинг, но лучше не надо. GTX 1060 — это золотой стандарт для VR, видеокарты ниже неё по уровню уже не обеспечат необходимую производительность для большинства игр и для HLA в частности. Выше написаны требования для HLA, для использования самих гарнитур они могут быть ниже, но прежде всего ориентируйтесь на то, что требует сама игра.

Процессор, ОЗУ, операционная система: тут особо останавливаться не будем. Если у вас Windows 7-8.1, то стоит уже давно задуматься об обновлении, вы ведь собираетесь приобрести устройство, на основе которого в дальнейшем будет базироваться игровая индустрия, хотите ли вы того или нет, это неизбежно.

Шагая в будущее, не стоит тянуть с собой что-либо устаревшее, будь то старая ОС или слабый компьютер, ведь теоретическая Half-Life 3 не будет опускать планку системных требований, а когда игра с тройкой будет маячить на горизонте, вы будете рады тому, что ранее обновили своё оборудование и уже готовы к ней.



Сколько нужно места

Компьютер у вас теперь есть, но где играть? Надо снимать просторную квартиру? Арендовать стадион? Гараж?

Нет, нет и нет! Виртуальная реальность не требует обязательного наличия огромного пространства.

Есть следующие варианты настройки игровой зоны (в SteamVR):

  • Большая комната
  • Стоячая зона
  • Сидячая игра

Большая комната для VR

Первый вариант подходит тем, у кого всё же имеется свободное пространство для игры размерами от 1.5м х 1.5м. В данном варианте вы отмечаете (рисуете) границу, которая будет либо постоянно отображаться поверх игры, в виде периметра на полу или эдаким «забором» вокруг зоны, либо показывать виртуальные «стены» при приближении к границам и включать камеры на шлеме (если имеются), чтобы вы ненароком не сломали что-либо в реальности при активной игре и сами не пострадали. Да, можно будет ходить самому, своими реальными ногами по комнате.

Стоячий варианты для VR

Для тех у кого маленький размер свободного пространства. В некотором роде схоже с первым вариантом, но для тех, у кого нет много места, вместо разметки какого-либо пространства нужно всего лишь указать центр игровой зоны. Ходить по комнате также можно, но осторожно.

Сидячий варианты для VR

По названию понятно что она из себя представляет. Для тех кто не может или не хочет играть стоя.

Единственное, что стоит иметь в виду: вам всё равно придётся активно работать руками, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы вокруг не было хрупких и неустойчивых предметов, которые можно задеть во время игры.

Главное, что HLA поддерживает все три варианта! В Valve всё предусмотрели, они понимают, что будут те, кто решатся приобрести гарнитуру ради такого случая и такой игры, и они не хотят, чтобы новые для VR игроки испытывали какие-либо неудобства, потому есть опции комфорта как для опытных, так и для новичков.



Информация по основным параметрам и терминам

Прежде чем приступить к самим гарнитурам, следует дать понятие об основных терминах, параметрах и спецификациях, которые будут использоваться в следующем разделе.

  • Трекинг
  • IPD
  • SDE
  • Разрешение
  • Типы дисплеев
  • FOV
  • Частота

Трекинг — отслеживание шлема и контроллеров в пространстве. Осуществляется двумя основными способами:

  • За счёт камер на самой гарнитуре;
  • С помощью внешних сенсоров (базовые станции SteamVR и Oculus Sensor).

Первый вариант самый простой как для подключения и настройки, так и чуть проще по возможностям отслеживания. Не требует установки сенсоров в комнате, не занимает дополнительно порты в ПК или розетки. Хорошо подходит для использования с ноутбуком и для частых поездок. Можно, таким образом, взять всё с собой в сумку и быстро развернуть игровую зону в нужном месте. С другой стороны, это самое отсутствие сенсоров в комнате лишает возможности отслеживать контроллеры, например, за спиной или в других слепых зонах для камер на шлеме, также может и настроенная игровая зона сбиваться. Но об этом подробнее уже в описании самих шлемов.

Второй вариант самый точный, к тому же лишён минусов слепых зон камер. Но может быть затруднительно или даже невозможно расположение сенсоров в комнате, ввиду необходимости надёжного закрепления. Поэтому с данными гарнитурами в разъезды особо не отправишься с демонстрацией VR. Сенсоры можно либо жёстко крепить на стенах/потолке, просто установить на стол (Oculus Sensor), либо на штативах, так как сенсоры имеют стандартную резьбу как на фотокамерах. Базовые станции SteamVR (HTC Vive, Valve Index) лучше не использовать в комнате с зеркальными или сильно отражающими поверхностями, лазерный трекинг такое не приветствует.

Наглядное изображение того, как меряется IPD

IPD (межзрачковое расстояние, мм.) — расстояние от центра зрачка одного глаза, до центра зрачка другого. Не будет лишним его узнать перед выбором гарнитуры. Гарнитуры бывают двух видов по регулировке IPD:

  • Механическая. Она лучше, имеет более широкий диапазон и подходит практически для всех;
  • Программная. По всем параметрам хуже, используется для удешевления производства гарнитур, может далеко не всем подходить.

Не рекомендуется использовать гарнитуру, если она не позволяет настроить IPD под ваше расстояние.

SDE (screen door effect) — то самое, что в народе называют «сеткой». Её видимость зависит от разрешения, типа дисплея, его субпикселей, и даже от применяемых линз.

Примеры сеток в VR

Разрешение дисплеев — фактические размеры матриц, в пикселях по ширине и высоте, будут указаны в двух параметрах, общее разрешение и на каждый глаз.

Типы дисплеев и строение субпикселей — тип матрицы дисплея, распространены два вида:

  • AMOLED (OLED). Отличный глубокий чёрный цвет, сочные и яркие цвета;
  • LCD. Чёрный цвет может чувствоваться серым, цвета менее сочные и контрастные.

Вышеописанное не означает что, AMOLED (OLED) безоговорочно во всём превосходит LCD. Тут ещё зависит от качества самой панели и строения субпикселей дисплея, которых есть два вида:

  • Pentile. Применяется только в AMOLED (OLED) панелях. Разрешение в реальности может считаться чуть меньшим, чем указано в спецификациях, из-за нетипичного строения субпикселей и их количества.
  • RGB. В основном применяется в LCD.

FOV (поле зрения) — насколько широко вы будете видеть изображение, в народе именно из-за малого поля зрения говорят о «водолазной маске», когда ты по краям наблюдаешь черноту вместо изображения. Из-за разных способов измерения этого параметра, мы укажем данные не из официальных источников, а основанные на сравнении и ощущениях пользователей.

Частота обновления дисплея (Гц) — частота на которой работает дисплей гарнитуры (не путать с FPS), чем выше частота, тем плавнее изображение и лучше восприятие картинки.



Сколько стоит и что выбрать

Вот мы и подошли к самому интересному. Ныне гарнитур виртуальной реальности не одна, не две, и не пять, есть множество моделей, от бюджетных недорогих, до флагманских с ценником повыше.

Здесь мы не будем рассматривать устаревшие и неподдерживаемые Oculus Rift DK1, DK2, Oculus GO, Gear VR, OSVR, Cardboard, Google Daydream и тому подобные. Не смотрим и в сторону самоделок, на базе PlayStation VR или вышеописанных гарнитур. Также тут не будет моделей от Pimax, ввиду их нишевости, высокой цены и сомнительного качества софта и самих гарнитур.

Vive Pro брать уже нет смысла, его полный комплект выйдет дороже Valve Index, Pro Eye тем более не нужен. У Vive Cosmos ещё очень сырое ПО, и большая цена. Возможно, к апрелю исправят большинство проблем окончательно, но это сомнительная для приобретения гарнитура.


Бюджетный сегмент (200-300 $)

Тут применима только одна линейка гарнитур — Windows Mixed Reality (WMR). Технология отслеживания разработана Microsoft, на базе которой в партнёрстве с вендорами было выпущено много моделей.

В преимуществах невысокая цена и относительно хорошее качество изображения, отсутствие необходимости устанавливать в комнате внешние датчики. Главными минусами считается среднее качество трекинга и качество самих гарнитур (самых дешёвых). Цены их в диапазоне от 200 до 650 $, можно и дешевле найти, примерно за 150 $ на Amazon или Ebay, обычно столько просят за б/у варианты, но не стоит рисковать и лучше взять новый шлем. Главное обратить внимание, чтобы в комплекте были контроллеры, так как попадаются предложения без них.

Самый дорогой вариант, это HP Reverb, не рассматриваем его, так как даёт всё то же самое, кроме качества картинки, оно тут очень хорошее, но плюс-минус за эти же деньги нам доступны более качественные по общему уровню гарнитуры. Гарнитуры имеют подъёмный визор, что позволяет что-либо сделать в реальности, не снимая шлема, но механизм расшатывается, и не прилегает плотно к лицу, из-за чего может попадать вовнутрь шлема свет. Отдельно придётся приобрести аккумуляторы или батарейки для контроллеров, а также адаптер Bluetooth 4.0 для их подключения (кроме Odyssey+).

WMR представлены множеством моделей от разных производителей:

  • Lenovo, Dell, Asus, Acer, HP
  • Samsung Odyssey (Plus)

Изображения WMR шлемов от Lenovo, Dell, Asus, Acer, HP

  • Цена: 200+ $;
  • Разрешение: 2880×1440 (1440×1440 на каждый глаз);
  • Частота: 90 Гц;
  • Тип дисплея: LCD;
  • FOV: 95-110°
  • IPD: программный, 62-64 мм.;
  • Звук: отсутствуют наушники;
  • Микрофон: нет;
  • Удобство ношения: среднее;
  • Трекинг: две камеры на шлеме, отслеживание среднее, необходим свет, работа в темноте маловероятна;
  • Подключение: USB 3.0, HDMI;
  • Дополнительно: необходимо наличие Bluetooth 4.0+ для подключения контроллеров;
  • Выпуск: октябрь 2017.

Контроллеры:

  • Элементы управления: триггер, тачпад, грип, стик, кнопка меню, системная кнопка;
  • Питание: АА аккумуляторы или батарейки, по две штуки на каждый контроллер;
  • Время работы: 4-8ч, зависит от используемых элементов питания.

Samsung Odyssey (Plus)

Данные WMR отличаются от других своими доработками и улучшениями, относительно дешёвых вариантов. Например, Bluetooth встроен в шлем, имеются наушники, микрофон, механическая настройка IPD, AMOLED дисплеи, разрешение повыше, более эргономичные контроллеры с тем же функционалом. Визор не поднимается. Отличие Odyssey от Odyssey+ в том, что второй имеет на дисплеях специальное покрытие, которое сглаживает заметность SDE, в остальном же они идентичные. Стандартную версию лучше не брать, тем более что цена у них одна.

  • Цена: 250-300 $;
  • Разрешение: 2880×1600 (1440×1600 на глаз);
  • Частота: 90 Гц;
  • Тип дисплея: AMOLED;
  • FOV: 110°;
  • IPD: механический, 60-72 мм.;
  • Звук: встроенные наушники;
  • Микрофон: есть;
  • Удобство ношения: хорошее;
  • Трекинг: две камеры на шлеме, отслеживание среднее, необходим свет, работа в темноте маловероятна;
  • Подключение: USB 3.0, HDMI;
  • Выпуск: октябрь 2018.

Контроллеры:

  • Элементы управления: триггер, тачпад, грип, стик, кнопка меню, системная кнопка;
  • Питание: АА аккумуляторы или батарейки, по две штуки на каждый контроллер;
  • Время работы: 4-8ч, зависит от используемых элементов питания.

Средний сегмент (350-500 $)

Здесь у нас расположились такие модели как Oculus Rift S, Oculus Rift CV1, HTC Vive и Oculus Quest:

  • Oculus Rift S
  • Oculus Rift CV1
  • HTC Vive
  • Oculus Quest

Oculus Rift S

Характеристики:

  • Цена: 400 $;
  • Разрешение: 2560×1440 (1280×1440 на глаз);
  • Частота: 80 Гц;
  • Тип дисплея: LCD;
  • FOV: 95°;
  • IPD: программный, 61-65 мм.;
  • Звук: встроенные динамики;
  • Микрофон: есть;
  • Удобство ношения: хорошее;
  • Трекинг: пять камер на шлеме, отслеживание отличное;
  • Подключение: USB 3.0, DisplayPort;
  • Выпуск: май 2019.

Контроллеры:

  • Элементы управления: триггер, грип, стик, кнопка меню (левый), системная кнопка (правый), кнопки Y, X (левый), кнопки A, B (правый);
  • Питание: АА аккумуляторы или батарейки, по одной штуке на каждый контроллер;
  • Время работы: очень долгое, примерно 2-3 дня при использовании по 6-7 часов;
  • Дополнительно: сенсоры отслеживающие движения пальцев, для указательного и большого.

Oculus Rift CV1

Характеристики:

  • Цена: 350 $ за новый, ищите б/у вариант;
  • Разрешение: 2160×1200 (1080×1200 на глаз);
  • Частота: 90 Гц;
  • Тип дисплея: OLED;
  • FOV: 95°;
  • IPD: механический, 58-72 мм.;
  • Звук: встроенные наушники;
  • Микрофон: есть;
  • Удобство ношения: хорошее;
  • Трекинг: внешние сенсоры 2-3 шт., отслеживание отличное;
  • Подключение: два-три USB 3.0, один USB 2.0, HDMI;
  • Выпуск: март 2016, снят с производства.

Контроллеры:

  • Элементы управления: триггер, грип, стик, кнопка меню (левый), системная кнопка (правый), кнопки Y, X (левый), кнопки A, B (правый);
  • Питание: АА аккумуляторы или батарейки, по одной штуке на каждый контроллер;
  • Время работы: очень долгое, примерно 2-3 дня при использовании по 6-7 часов;
  • Дополнительно: сенсоры отслеживающие движения пальцев, для указательного и большого.

HTC Vive

Уже довольно старая гарнитура, но с развитой экосистемой SteamVR, можно купить комплект Vive, и со временем обновиться, докупив Index контроллеры, а потом уже и сам Index — они совместимы.

Характеристики:

  • Цена: 500 $ за новый, официальный рефаб 400 $;
  • Разрешение: 2160×1200 (1080×1200 на глаз);
  • Частота: 90 Гц;
  • Тип дисплея: AMOLED;
  • FOV: 110°;
  • IPD: механический, 60-74 мм.;
  • Звук: наушники отсутствуют (есть комплектные затычки);
  • Микрофон: есть;
  • Удобство ношения: среднее со стандартным креплением, хорошее с Deluxe Audio Strap (100 $);
  • Трекинг: базовые станции SteamVR первой версии 2 шт., отслеживание отличное;
  • Подключение: один USB 2.0, HDMI или DisplayPort, три розетки (шлем и две базовые станции);
  • Дополнительно: имеется камера на передней панели для просмотра окружения, не снимая гарнитуры, на самой гарнитуре имеется USB порт;
  • Выпуск: апрель 2016.

Контроллеры:

  • Элементы управления: триггер, тачпад, грип, кнопка меню, системная кнопка;
  • Питание: встроенные аккумуляторы;
  • Время работы: 5-7 часов;
  • Дополнительно: контроллеры симметричные и взаимозаменяемы.

Oculus Quest

Автономная гарнитура с собственной начинкой, на которой есть порты множества хитов с ПК, но сейчас не об этом. Quest можно подключать к ПК через USB 3.0 Type-C кабель, она будет работать и определяться как обычная гарнитура. Но ввиду того, что видеопоток на шлем идёт через USB, имеется незначительная задержка и компрессия изображения.

Характеристики:

  • Цена: 400 $ — 64Gb, 500 $ — 128Gb;
  • Разрешение: 2880×1600 (1440×1600 на глаз);
  • Частота: 72 Гц;
  • Тип дисплея: OLED;
  • FOV: 95°;
  • IPD: механический, 58-72 мм.;
  • Звук: встроенные динамики;
  • Микрофон: есть;
  • Удобство ношения: хорошее;
  • Трекинг: четыре камеры на шлеме, отслеживание отличное;
  • Подключение: USB 3.0;
  • Выпуск: май 2019.

Контроллеры (идентичные Rift S):

  • Элементы управления: триггер, грип, стик, кнопка меню (левый), системная кнопка (правый), кнопки Y, X (левый), кнопки A, B (правый);
  • Питание: АА аккумуляторы или батарейки, по одной штуке на каждый контроллер;
  • Время работы: очень долгое, примерно 2-3 дня при использовании по 6-7 часов;
  • Дополнительно: сенсоры отслеживающие движения пальцев, для указательного и большого.

Топовый сегмент или просто Valve Index

Valve Index

Гарнитура, разработанная самой Valve, самая технологичная и передовая на данный момент, единственная имеющая частоту обновления дисплеев в 144Гц. Так как гарнитура и контроллеры совместимы с базовыми станциями первой версии, есть возможность обновиться с HTC Vive, не приобретая полный комплект. А также кто купит полный комплект, либо только шлем или только контроллеры совершенно бесплатно получат HLA.

Комплектация:

  • Полный комплект — 1000 $;
  • Шлем + контроллеры — 750 $;
  • Только шлем — 500 $.

Дополнительно:

  • Контроллеры (пара) — 280 $;
  • Одна базовая станция SteamVR 2.0 — 150 $.

Технические характеристики:

  • Разрешение: 2880×1600 (1440×1600 на глаз);
  • Частота: 80/90/120/144 Гц;
  • Тип дисплея: LCD;
  • FOV: 130°;
  • IPD: механический, 58-70 мм.;
  • Звук: имеются направленные дистанционные динамики;
  • Микрофон: есть;
  • Удобство ношения: удобен;
  • Трекинг: базовые станции SteamVR 1.0/2.0 2 шт., отслеживание отличное;
  • Подключение: один USB 3.0, DisplayPort, три розетки (шлем и две базовые станции);
  • Дополнительно: имеются камеры на передней панели для просмотра окружения, не снимая гарнитуры, на самой гарнитуре имеется USB порт;
  • Выпуск: июнь 2019.

Контроллеры:

  • Элементы управления: триггер, тачпад, стик, сжимаемые боковые грани (грипы), системная кнопка, кнопки A и B;
  • Питание: встроенные аккумуляторы;
  • Время работы: 8 часов;
  • Дополнительно: сенсоры отслеживающие движения всех пальцев, сенсор сжатия контроллера, крепление на руке с возможностью отпускать контроллер.


Передвижение и взаимодействие с виртуальным миром

Железную составляющую рассмотрели, теперь пора и о способах передвижения и управления поговорить. Игра поддерживает передвижение в трёх режимах:

Способы перемещения в VR

Телепорт и смещение больше подходит для новичков ранее не пробовавших вр игры, при передвижении данными способами укачивает меньше, но и динамичность игры будет проседать, ввиду необходимости постоянно направлять указатель перемещения в нужную точку.

Скольжение похоже на передвижение в обычных играх, используется либо стик, либо тачпад, режим прежде всего для опытных вр игроков.



Взаимодействие

Способы взаимодействия в VR

С точки зрения игрового процесса большой разницы быть не должно, но максимально качественный и полноценный опыт будет при использовании контроллеров Index за счёт отслеживания всех пальцев рук. Можно будет, не нажимая кнопок, брать предметы естественным образом, и таким же способом взаимодействовать с окружающими предметами, будь то ручки дверей или кнопки устройств.



Вывод и рекомендации

Не стоит бояться новые технологии и недооценивать виртуальную реальность, новый игровой опыт сейчас доступен и нет необходимости «продавать почку» или брать кредиты для приобретения оборудования.

Из гарнитур можно посоветовать:

  • Odyssey+ — в данный момент на Amazon продаётся со скидкой за 230 $;
  • Oculus Rift S — на Чёрную пятницу обещают цену 350 $ вместо четырёх сотен;
  • HTC Vive — вариант для тех, кто желает в будущем постепенно обновиться до Index и его контроллеров, на том же amazon комплекты официально восстановленных гарнитур продают за 400 $;
  • Valve Index. Тут и говорить не о чем — топовый шлем, что есть на рынке.